Рацион и режим дня для гиперактивных непосед

И снова добрый зимний день, дорогие мамы!

Мне очень приятно, что читатели моего блога откликнулись на тему о детской гиперактивности. Сегодня хочу в продолжение коснуться важных моментов в питании малышей, которые не пешком ходят, а летают 🙂 Для меня в свое время стал открытием тот факт, что продукты, которые мы, как мамы, включаем в рацион малыша, могут стимулировать или, наоборот, притормаживать гиперактивные проявления.

Ниже хочу поделиться несколькими важными аспектами меню для сверхактивного малыша. Плюс расскажу о рекомендациях, которые мне помогли сформировать дневной график для мальчиков. Как это ни парадоксально, но режим жизненно важен для гиперактивных малышей и способен значительно облегчить жизнь мамы. Полезного прочтения!

Рацион гиперактивных деток: 3 важных аспекта

Для себя я открыла простую истину: когда у ребенка случается возрастной или др. всплеск гиперактивности, маме стоит пересмотреть меню малыша. Это связано с тем, что а) на скачки настроения и активное поведение нужно больше энергии, б) как следствие возможен дефицит витаминов и минералов в организме, в) некоторые продукты по своей природе способны влиять на чувствительность детского организма, провоцировать раздражительность. Поэтому стоит учитывать, что:

1) активные детки больше склонны к аллергиям, в частности пищевым. Ранее в постах про аллергию у малышей я писала, как проявляется аллергия и как вводить продукты в рацион при расположенности к аллергическим реакциям.

2) некоторые продукты в рационе могут провоцировать симптомы гиперактивности, другие – понижают суетливость и активность малыша. На эту тему проводились научные исследования, которые доказали положительное влияние лечебного питания на гиперактивных деток.

3) самый, пожалуй, важный аспект: сверхактивные детки нуждаются в большой подпитке витаминами и микроэлементами. Формируя рацион, учитывайте сезон, в преддверии зимы и весны, стоит обсудить с педиатром назначение дополнительных витаминных комплексов. Кстати, если вы еще не проконсультировались по этому вопросу – сейчас самое время. В отсутствие местных сезонных фруктов, хорошим выходом могут как раз стать витаминизированное молоко и кисломолочные продукты.

Ниже табличка продуктов, собранная мною из разных источников, которая поможет вам определиться с набором продуктов для сверхактивного ребенка.

Обобщая, скажу, что гиперактивному ребенку питание нужно, как воздух. По себе знаю, что когда Андрюша голодный, или выпросит у меня что-нибудь из колонки «Стоит избегать», жди беды! Он будет срываться на истерику без причины, отвергать все предложенные затеи для времяпровождения. Так что, кормить его всегда стараюсь вовремя, и продукты из второй колонки практически никогда не появляются в нашем холодильнике. Разве что красные/желтые овощи и фрукты, а также яйца для нас не так актуальны, поскольку вопрос об аллергии не стоит.

Что мама не сможет, режим поможет!

Если сравнивать гиперактивность деток с бурной рекой, то четкий режим дня может стать для них крепкими надежными берегами. Режим создает малышу надежное пространство, в котором он чувствует себя спокойно и уверено. Когда ребенок четко знает, что за чем, потенциальных стрессовых ситуаций намного меньше.

Конечно, я понимаю, каждый ребенок особенный, и единый график для всех активных деток категорически не подходит. Ниже выкладываю «шаблон», доступный во многих источниках, на него можно одеть любой походящий вам и вашему малышу график.

В моем случае, мы составляли график совместно со старшим сыном. Я купила стандартное школьное расписание веселенькой раскраски, в которое мы внесли день за днем все наши мероприятия. Андрюша, конечно же, подсказывал, где и когда нужно вписывать мультики и игры, а я добавляла подъемы, дела по дому и еду.

Итак, пройдемся по стандартному списку:

9:00 – 9:15 Утренний подъем
9:15 – 9:30 Умывание
9:30 – 10:00 Спокойные игры (лепка, рисование, просмотр мультфильмов)
10:00 – 10:30 Завтрак
10:45 – 12:00 Прогулка
12:30 – 13:00 Обед
13:00 – 16:00 Дневной сон
16:00 – 16:30 Активные игры
16:30 – 16:45 Полдник
17:00 – 19:00 Прогулка с беганьем, прыганьем и т.д.
19:00 – 19:30 Ужин
19:30 – 21:00 Спокойные игры, чтение
21:00 Сон

А вот, например, наш график (только Андрюша) во вторник (один из самых насыщенных дней):

8.20 -8.30 – подъем
8.30 – 9.00 – умывание, стакан воды натощак, завтрак
9.00 – 9.15 – Андрюша с бабушкой выходят на занятия
9.15 – 9.50 – дорога до занятий (маршрутка или папина машина). Андрюша понимает, что возможность проехаться на машине есть не всегда, поэтому в нашем расписании есть варианты – маршрутка, метро, машина
9.50 – 10.30 – прогулка перед занятием (удивительно, но после прогулки Андрей намного собраннее, лучше воспринимает преподавателей)
10.30 – 12.15 – занятия в языковой школе
12.15 – 13.30 – дорога с занятий домой. Возможно – заход в магазин за хлебом
13.30 – 14.00 – второй завтрак дома
14.00 – 15.30 – дневной сон
15.30 – 16.00 – подъем и обед/полудник. Андрей знает, что после сна он должен поесть, но никто не заставляет его наедаться
16.00 – 16.45 – дорога на танцы
17.00 – 18.00 – занятия танцами
18.00 – 19.00 – дорога домой, может быть с заездом в магазин за соком или новым мультиком
19.00 – 19.30 – ужин дома
19.30 – 21.30 – игры с мамой, папой и младшим братом
21.30 – 22.00 – процедуры на сон и укладывание спать

Собственно, теперь, как только у нас возникают какие-то конфликтные ситуации на почве «Я не хочу этого делать», мы всегда можем обратиться к графику дня, составленному совместно, и, как правило, все разрешается довольно быстро.

Так на что же обращать внимание, когда вы возьметесь выстраивать собственный график:

1) На малыша: у каждого ребенка свои суточные периоды активности/спокойствия, быстрого/проблемного укладывания спать, свои интересы до обеда и после. Как мама, вы знаете, когда вашего ребенка проще накормить маминым завтраком – сразу после сна или через час-полтора после подъема. Учитывая биоритмы и интересы ребенка, вы создадите график, придерживаться которого он сам будет предрасположен.

2) На себя, свои человеческие потребности: по себе знаю, что иногда, стараясь уделить время двум сыновьям, о себе забываю. Поэтому если мамины интересы и график учтены в дневном графике ребенка – это на пользу всем.

3) Стоит создавать и пользоваться «приятными ритуалами» — например, когда сложно уложить малыша днем или вечером, либо накормить и т.д. из этого процесса можно сделать интересную повторяющуюся историю.

Например, можно перед сном отнести малыша в ванную, искупать с игрушками, разрешить ему самому что-то сделать (закрутить или выпустить воду, и др.), укутать его в полотенечко, отнести в постель, рассказать сказку или спеть колыбельную. Если повторять этот ритуал каждый вечер или хотя бы раз в два дня, вырабатывается привычка, и с момента попадания в ванную, выполняя привычные действия, малыш подсознательно готовится ко сну.

4) График должен быть регулярным, его стоит придерживаться на протяжении длительного времени. Если по каким-то причинам есть необходимость отступить от графика, стоит заранее обговорить это с малышом.

5) Чередование активной/спокойной деятельности – даже если малыш хочет целый день колесом ходить, маме не стоит идти у него на поводу. Во-первых, ребенку это грозит переутомлением. Во-вторых, стоит развивать и другие навыки – интерес, удержание внимания, любопытство и любознательность.

Мамина нелегкая задача – научить деток через активные движения не просто получать разрядку, а еще и удовольствие. Движение — это умение чувствовать свое тело, получать физическое удовольствие, взаимодействовать с родными людьми, участвовать в семейных мероприятиях – поездки в лес, прогулки и т.д.

Например, у нас практически не возникает проблем с поведением в поездках. Как правило, в отпуске родители более расслаблены, намного больше времени уделяют детям. Поездка всегда обсуждается заранее, ребенок к ней готов и очень ждет, а за подаренное ему дополнительное внимание всегда платит послушанием.

Что ж дорогие мамы, осталось только подчеркнуть, что в комбинации со здоровой едой и спокойной обстановкой, график поможет вам буквально создать новые нейронные связи в мозгу у малыша. Со временем, у него появятся собственные «стоп сигналы» и «тормоза» — и он научится наслаждаться активной жизнью так же, как и спокойной.

Конечно, на этом нюансы гиперактивности не исчерпаны, но сегодняшний пост вполне можно закончить 🙂 Очень жду ваших комментариев!

До новых встреч на страницах блога!

С любовью, Катя

P.S. Кстати, дорогие мамы и мамочки, вы наверняка заметили, что на прошлой неделе я «выпала» из жизни блога. Это неспроста – мы с Матвеем ездили в командировку, в Финляндию. Хочу поделиться своими открытиями от поездки, подробностями о рынке детского питания Финляндии. Читайте уже через пару дней!