Первая мысль, когда наконец пришли в норму все биологические часы и устаканилось общее состояние после возвращения — как же много еще неизвестного и неизведанного…
Дело в том, что я всегда считала пределом мечтаний Европу. Меня никогда не тянуло за океаны, на другие континенты или в другие части света. Тут еще столько всего можно посмотреть рядом, думала я. Эта поездка случилась без каких-либо предварительных задумок и мечтаний. Основная благодарность — детям, которых пригласили на турнир в Ичан, и мужу, который, оставаясь дома, устроил нам настоящее знакомство с новой страной, учитывая все ограничения по времени.
Начало поездки было очень и очень не радужным. Старенький самолет, не предназначенный для столь длинных перелетов, неработающий свет над креслом и звук для единственного развлечения — просмотра фильмов, микроскопические порции невкусной еды и абсолютно не эмпатийный молчаливо-безразличный персонал — 9 с хвостиком часов полета были испорчены нашей главной авиакомпанией, МАУ. Затем куча проверок в аэропорту, отпечатки пальцев, морока с трансфером из-за отсутствия знания английского у персонала в гостинице, но в финале — великолепный прием и шикарная гостиница, где нам тут же подарили завтрак, который не входил в стоимость, а в номере нас, голодных, ждала тарелка с йогуртом и местными фруктами.
Китайский завтрак порадовал изобилием и фруктами. После него нас ждал первый день в Пекине и экскурсовод — китаец с отличным русским, выученным в университете Пекина. Первый чек-поинт — Нефритовая фабрика. Сперва — короткая экскурсия, а затем — стимулы к покупке: скидки, подарки, рассказы о твоём выборе, сравнения. Очень грамотно, без ничего уйти невозможно). Потом — на Великую китайскую стену. Карабкаться в 34-градусную жару по неодинаковым ступенькам — это упражнение не для всех, но впечатление составлено. Дальше — долгожданный обед. Китайская столовка, шведский стол, но все еще вкусно. Рядом много индусов-туристов, в национальной одежде, рис едят руками). После обеда — прогулка по саду Императора, летняя «Дача». 75% парка в 300га — это озеро. Хотели плавать на лодке, но лодки сегодня не плавали. Пришлось топать пешком. Потом проезд по городу, который очень напоминает Москву по планировке (6 колец) и архитектуре зданий, увидели олимпийские объекты 2008 года и строящуюся скоростную ЖД на зимнюю олимпиаду 2022. Дороги в городе идеальные, на каждой остановке общественного транспорта есть люди с табличками и флажками. Они помогают найти твою маршрутку, отвечают на вопросы, подзывают транспорт и тебя сажают. Сервис). Дальше — чайная церемония. Ну оочень профессионально и вкусно. Опять же, все по-русски. Потом — фабрика по производству шелка. Здесь девушка говорила даже без легкого акцента. Потом наконец снова еда, утка по-пекински. А потом часовое шоу кунг фу. Как по мне, очень зрелищно и круто, со спецэффектами, 3д, трюковой частью, с элементами каскадерских трюков, массово, чётко, ярко и интересно.
День был настолько насыщенным перемещениями и сменой картинок, что непонятно, как мы успели столько с учетом расстояний. У меня весь день создавалось ощущение, что местные люди знают себе цену. Я понимаю, что это Пекин и мы видели только определенные вещи, но они вызывают симпатию. Китайцы хорошо говорят по-русски, умеют продемонстрировать себя и продать, и видно, сколько труда вкладывается, они не ленивые. Отношение к детям — очень ровное, дети не плаксивые, воспитанные и спокойные, нет европейской развязности, хотя видно, что дети любимые, зацелованные, затисканные. Чувствуется уверенность в себе, спокойствие и дружелюбие. Гид должен был закончить нашу экскурсию в 5, а в итоге утка и кунг фу вне плана, а водителя мы задержали больше чем на 4 часа. Подозреваю, что не все на поверхности. Ну и впечатления о «провинции» нас ждали впереди.
А, да, сортировка мусора — отдельная тема. Баки делятся на два отсека: перерабатываемый мусор и неперерабатываемый. Своего мусора не хватает и мусор Китай покупает у России и других государств на переработку. Говорят: и у вас покупаем тоже)
Марки машин в городе — в основном европейские, мотоцикл — БМВ гусь), 20 миллионов человек мегаполис, средняя стоимость метра квадратного жилья — 13000 долларов. Строится третий аэропорт, самый крупный в мире, к олимпиаде. Масштабно)
Второй день в Пекине был уже без экскурсовода, только с водителем, который слабо понимал любой язык, кроме китайского, и это создавало сложности, но в самые ответственные моменты он звонил нашему экскурсоводу и вопрос решался. Но, по-порядку! На этот день наконец ощутили разницу во времени: вроде бы мы спали 8 часов, но ощущения, как будто не спали. Завтрак вполне вкусный и разнообразный. Выезд интересный, на ресепшн ничего не проверяют, ты даже не подходишь, уже по дороге забирают карту и говорят спасибо. Видимо, так принято, что оплата заранее, и при выезде ничего не спрашивают. В номере и на ресепшн вода бесплатно, сколько хочешь. Ну и бесплатные фанта, кола, спрайт, мы такое не пьём, потому оставили, а воду взяли. На улице опять жара. Ехали по 6 кольцу около часа до храма Ламы. Водитель поначалу курил в машине, но после просьбы, перестал. Хотел ехать с открытыми окнами), Сергей Николаевич принудительно нажал на кнопку кондиционера, а так тот слово «кондиционер» не понимал))))). Впервые в этом моменте столкнулась с «хитростью» китайцев, которую все пыталась разглядеть раньше. Нам сказали, что водитель говорит немного по-русски, но он больше старался ооооочень медленно нам что-то проговорить по-китайски))), это было забавно. На кассе в монастыре было оочень интересно. Общий билет 25 юаней. Мне все сбросились по 25, и тут я около кассы читаю по-английски, что дети — 12. Позвала детей, показываю, мне 2 детских и 3 взрослых. Ну и отложила мелкими разницу, держу в руках 25. Кассирша даёт мне 2 детских, один взрослый и все деньги прячет под стол. Я говорю, нет, 3 взрослых. Тогда она начинает с меня требовать ещё 50 юаней))), а деньги уже у нее под столом. Я по-английски говорю, мол «я уже все дала». А она мне на деньги у меня в руках показывает — типа она мне их вернула. У меня шок, я начинаю возмущаться. Для них, видимо, вообще не принято повышать голос. Подошла китаянка из очереди с хорошим английским, поняла меня, успокоила и перевела кассирше. С математикой у той, видимо, было совсем плохо, потому что теперь она мне отдала 26 юаней, а не 1. Ну мне обманывать в ответ было незачем. Я ей вернула все лишнее. Но эмоции были так себе). В самом храме впечатление получили. Народ молится, жгут вонючие свечи, на фоне общего смога в городе, дыма много. Из интересного — статуя Будды высотой 26м, вырубленная из единого куска сандалового дерева. И рядом табличка, что это уникальное явление занесено в книгу рекордов Гиннеса. Тут на территории видели птиц, необычных, непохожих ни на каких наших. А в городе птиц нет, как за день до сказал наш гид, из-за смога. А смог потому, что все фабрики расположены на противоположном к горам конце города. И горы дым не пропускают, он оседает на город. В масках многие, но не все. Те, кто в масках, делают из этого развлечение, маски с рисунками, дизайнерские, можно сказать))))
Вторая точка по маршруту: парк рядом с Храмом неба. Огромная территория, в здания на территории парка мы не заходили. Но прогулялись достаточно, пофоткались. Впечатление произвели розы. По парку их много, мы пришли к выводу, что в этом есть смысл для поглощения смога. Но в отдельной зоне была просто целая розовая выставка-поляна, различные сорта, художники, срисовывающие цветки и охранники, не дающие их тронуть). На траву люди не заходят и не сидят. Зато могут расстелить себе какое-то подобие скатерти на асфальте и сесть там. Но таких не много. Куча школьников группами и отдельное впечатление — пионеры в красных галстуках. Дальше времени только где-то быстро перекусить и в аэропорт. В городе пробки больше, чем за день до. Либо ехали по каким-то не по тем маршрутам.
Обед по дороге в аэропорт был знаковый), о нем прям хочется написать подробнее. В Китае внешний вид ресторана не значит ничего. За день до в полных забегаловках было все вкусно. А тут водитель по дороге в аэропорт привёз нас в заведение с вывеской на русском языке. Официантка по-русски говорила. Мы заказывали по рисункам, там, где была опция большой/маленький, брали маленький))) Но когда это все принесли, мы прослезились). После съедения наших порций можно было выносить вперёд ногами. Точно поняли одно: супы здесь невкусные, мы вряд ли где-то ещё закажем такое. В супе все — и голова, и ноги курицы, мясо жесткое, безвкусное, разве что горячо. Самое интересное началось в момент оплаты. Счёт Сергея Николаевича прыгал от 106 до 248 юаней))))), хотя он сам насчитал 142. В итоге, после долгих и очень эмоциональных с нашей стороны дебатов, с ним согласились, но добавили туда то, что съел таксист, ещё на 4 или 6 юаней. С остальными частями счета мы вроде согласились, но Стася уже после выхода из ресторана решила, что ее 260 юаней, видимо, тоже не то)). Провели мы за подсчетами около получаса), примерно 50% от того, что ели))))) осталось не опоздать в аэропорт. Впереди нас ждал внутренний перелет в Ичан.
Аэропорт. Терминал маленький, один вид авиалиний, Hainan. Зачекинились спокойно, но долго смотрели мой паспорт и читали фамилию. Потом так же долго на допуске в зону вылета. Настоящие чудеса начались на проверке багажа. Вывернули весь Катин рюкзак и безвозвратно отобрали повербанк, потому что на нем не было надписи «Сделано в Китае». Как вариант, мог быть штрих-код, но его тоже не было. Из моего рюкзака просто достали все, что было в коробках, и ещё раз проверили. В аэропортовом магазинчике хотели попробовать китайские конфеты, они в закрытых коробках, что внутри, непонятно, потому долго выбирали. Купили. Оказалось — финики), и сушёный персик))))))))
Задержка на рейс в связи с погодными условиями была немаленькая. Но когда на табло наконец вывесили времена задержек, наш рейс оказался в приоритете, одним из двух первых, которые выпускали. Заполнили самолёт, закрыли двери, убрали трап, показали очень забавную презентацию оборудования на видео. И я заснула. А дальше около часа как в том стихотворении: «он опять поспал немножко, и опять взглянул в окошко, увидал большой вокзал…». Просыпаюсь, нас кормят… а мы ещё на земле и никуда не летим. Самолёт новый, Боинг 737, хорошего качества напольное покрытие и сиденья. Стюардессы в китайских костюмах, с дульками на голове, колоритные. С хорошим, просто очень хорошим английским, без акцента. Еда тёплая, порции больше МАУ и вкусно. Есть даже лёд), если хочешь сок или колу со льдом. В процессе кормления самолёт поехал на взлетную. Мы едим и едем), стюардессы молниеносно все, даже из бизнес класса, подключились к сбору посуды. Тихо, спокойно, без паники. Самолёт не тормозил, объявления стюардессам занять свои места не было. Они просто рассосались, и мы взлетели. Очень структурировано Пекин смотрится с воздуха. Кольца + дороги из города и в город. Думаю, 20 млн без жестких правил вряд ли возможно контролировать), а у них все очень чётко. Пробки есть, но на полосу крайнюю правую для полиции и служебного транспорта не выезжает никто). В полёте было видно грозу из-за которой не выпускали так долго. Самолёт полупустой, при этом заполнены целые ряды, и есть полностью пустые. Но никто (кроме меня) не пересаживался. В нашем с Андреем ряду третим посадили китайца, и он пытался сразу же Андрюшу угостить коктейлем, принесенным с собой. Андрей от коктейля отказался, а китаец так и остался весь полет с нами, хотя рядом с его коллегами были свободные места. А я пересела на ряд дальше. Там все 6кресел пустые))).
Багаж выехал быстро, встреча прошла тепло. В автобусе нас час уже ждали другие танцоры))) и, видимо, очень нас полюбили за этот час). На следующий день нас ждал танцевальный Ичан.
Вау! Это масштаб!!! И сам комплекс), и убранство внутри, и подготовка. Нас всех запустили бесплатно и дали нам бейджи атлетов, есть отдельная комната отдыха для иностранных атлетов, есть отдельная переодевалка, предусмотрена еда, и есть вода. Холл для тренировок просто огромный. Куча волонтёров. Отношение в целом как к випкам, результаты приносят в комнату отдыха. Наши фото в буклете турнира). У детей взяли интервью для местного телевидения и постоянно подходят китайцы, просят детей с ними сфотографироваться. Единственная проблема — с фотографированием во время туров. Подойти к паркету официально нельзя. Но меня провели один раз, и дальше я выкручивалась. Сидела там два тура подряд, а на финал уже было легче. Церемония открытия пафосная, куча чиновников, какие-то випы WDSF, местный мер, всего на турнире 7000 участий, вот только мы не поняли за 2 дня или они неделю еще до этого танцевали)))). Мы закончили, а за нами начались выступления китайцев!!!! В 10 вечера.
Еще один день мы провели в турнирном темпе. Через день нас ждала местная экскурсия для детей, ради которой мы согласились остаться еще на день после турнира. Провинция Ичан, на самом деле, большой индустриальный город. Было интересно, что же нам покажут организаторы. Но еще в этот же день был прощальный ужин за счет спонсора. Ели китайскую еду по принципу фондю: посередине стола кипит 4 вида бульона, в которых ты сам варишь мясо, креветки, овощи, лапшу или сыр тофу. Поначалу было страшно, а потом раззадорились и все пошло в ход.
А с утра показали нам самую большую дамбу в мире — Дамбу трёх ущелий. Максимальная высота — 175 метров, минимальная — 62м, 5 шлюзов для прохода больших кораблей (3-4 часа по времени) и грузовой лифт для корабликов меньше 3 тонн (37 минут). Интересный рассказ о выборе места. Идея родилась в 1919 году, затем китайцы советовались с американским экспертом — аж в 1944, а к реализации планово приступили в период с 1993 до 2009, после чего были еще доработки по грузовому лифту до 2015).
После возвращения с экскурсии мы пошли искать еду, и это тоже был квест. В Ичане проблема с банковскими картами, они не принимаются нигде, кроме отеля. Снять деньги в банкомате тоже нельзя. Только китайские карты. И можно поменять валюту, если она есть. Потому шоппинг был зыринг. В общем, мы искали еду, исходили километров 8, а потом пошли в другую сторону в проверенную за день до забегаловку, чтобы нам хватило наличности. Там было закрыто, но нам открыли и покормили). Интересный момент: пятиминутка всего персонала. Так как мы пришли в то время, на которое они закрыты, у них свои внутренние процессы, которые никто из-за нас не тормозил. В общем, мы едим, а всех поваров выгнали на улицу, им 5-минутку проводил шеф, а остальному персоналу внутри директор. У всех отобрали телефоны в переносной сейф, и после этого директор отчитывала персонал. Сначала всех, потом поименно. Они голову опускали вниз, и были явно расстроены.
На следующий день мы максимально отсыпались, а потом нас ждала долгая дорога домой, уже довольно привычные проверки в аэропорту с распечатыванием запечатанного чемодана и проверкой лаков для волос, которые, ура!, в итоге разрешили сдать в багаж. 4-часовая пересадка в Пекине и, наконец, 10-часовой перелет МАУ, в этот раз на аппарате соответствующем расстоянию. А потом несколько дней «возвращения» в нормальный часовой ритм. Пожалуй, это оказалось наиболее сложным во всей поездке. Вначале эйфория от многообразия и впечатлений, нежелание спать, потом странный ритм сна, потом постепенный переход на китайское время и снова резкое возвращение в свое. Но сейчас, когда после поездки прошло уже более двух месяцев, впечатления по-прежнему яркие, благодарности не стерлись и хочется еще…